«Фауст» как импровизация: шесть лучших экранизаций Гете 🎬
Иоганн Георг Фауст — доктор, живший в первой половине XVI века в Германии. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого ученого, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего подсознания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества». Легендарная биография Фауста сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении последующих столетий стала темой многочисленных произведений европейской литературы, наиболее известна из которых трагедия Гёте.
1. Неоклассическая притча Александра Сокурова «Фауст» (2011)
2. Сюрреалистический визуальный эксперимент — фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» (1994)
3. Шедевр немецкого экспрессионизма — фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст» (1926)
4. Мистическая комедийная фантазия Рене Клера «Красота дьявола» (1950)
5. Телевизионный сериал Франца Зайца «Доктор Фаустус» (1982) (3 серии)
6. Спектакль театра им. Е. Вахтангова «Фауст» (1969)
1. Неоклассическая притча Александра Сокурова «Фауст» (2011)
Текст – поэтический и прозаический – принадлежит Юрию Арабову, но включает в себя обширные цитаты из Гете. Русский текст поверх немецкого читает сам режиссер.
К Гете и другим многочисленным авторам шедевров о злополучном докторе (от Кристофера Марло до Томаса Манна) это произведение Сокурова-Арабова имеет лишь косвенное отношение. Да, здесь есть сказочный немецкий город со старинной гравюры, волшебно снятый французом Бруно Дельбоннелем (оператор «Амели» и одного из «Гарри Поттеров»). Да, Фауст не верит в Бога, и потому обращается к черту. Да, встретятся ему и Маргарита с Валентином. Но на этом параллели заканчиваются.
Во-первых, здесь нет Мефистофеля: вместо него – шут-Ростовщик, чьи магические таланты неочевидны. Скорее, этот нелепый фрик (выдающаяся роль русского мима Адасинского, давно живущего в Германии) – двойник властолюбивого и ущемленного гения (фактурный Цайлер), которого прельщает отнюдь не познание, а власть. И если убийство солдата в кабаке – трагическое недоразумение, то растление юной прачки Маргариты – осознанное преступление, ницшеанское преодоление морали. Переступив через эмоции и предпочтя им чистую физиологию, Фауст обретает внутреннюю свободу.
Во-вторых, это зрелище – смешное и жуткое, невыносимо плотное, бурлящее цитатами из живописи, философии и классической музыки, – отказывается давать ответ на главный, извечный вопрос фаустианы: в Преисподнюю ли должно отправить нечестивца, продавшего душу Сатане, или все-таки простить его и послать на Небеса? Ведь этот Фауст вовсе отрицает существование души, и потому расплаты не страшится. Он и Мефистофеля перемефистофелит: какой дьявол сможет быть порочней и циничней человека? (Антон Долин)
2. Сюрреалистический визуальный эксперимент — фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» (1994)
«Урок Фауста» — философская притча выдающегося чешского мультипликатора Яна Шванкмайера о близком соседстве с нами сатанинского мира. Комбинируя игру живых актеров, марионеток и анимацию, автор размышляет о неизбежной гибели любви, искусства и души в мире механических зависимостей и тотальной управляемости человеком, от лица того, у кого нет лица — того, кого принято звать «цивилизаций».
Ян Шванкмайер превращает всем известный миф о Фаусте в сюрреалистическую смесь анимации и гиперреализма, в которой действуют живые актеры, глиняные куклы и гигантские марионетки. Герой Шванкмайера блуждает по узким улочкам Праги с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и «Фауста» Гете посередине комнаты. Он примеряет костюм Фауста и вживается в его образ. Начавшись как невинная забава, его путешествие превратилось в реальность, и герой очутился в лаборатории знаменитого алхимика…
В фильме использованы приемы из народного площадного кукольного театра. Также много сносок на средневековые пьесы о докторе Фаусте. Миф о Фаусте перетекает в параллельные мифы: эпизод, где Фауст, попав в театральный подвал, разбивает стеклянную колбу с гомункулусом, вкладывает ему в рот записку и кукла оживает — это история явно из другой, хоть и генетически родственной мифологии.
Шесть премий за «Лучший фильм» и «Лучший актер» (Чешские львы, Международный фестиваль в Карловых Варах, награда Чешских критиков, фестиваль «Фантаспорто»)
3. Шедевр немецкого экспрессионизма — фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст» (1926)
«Фауст» Мурнау начинается с титра: «Смотри!». До всякого изображения. Шедевр визионерства, этот фильм — воплощение credo схоластов и режиссеров немого кино: чтобы понять, надо увидеть. Автор призывает зрителей внимать видениям. Как любой подлинный фильм, «Фауст» открывается лучшим зачином в мире: «И стал свет».
Классик немецкого кинематографа, режиссер Ф. В. Мурнау сделал невозможное: средствами узкого спектра технической аппаратуры создал шедевр, который до сих пор поражает зрителя. Философия, лирика, музыка, игра, операторская работа — словом все, что было необходимо для этого — заняло свои места, в результате чего и получился некий эффект отрешенности от реального мира. Фильм следует воспринимать скорее не как экранизацию одноименной трагедии И. В. Гете, а как еще одну трактовку легенды о докторе Фаусте, известной в Германии и ранее.
4. Мистическая комедийная фантазия Рене Клера «Красота дьявола» (1950)
Фильм Рене Клера по мотивам трагедии Гёте «Фауст». Именно французские кинематографисты первыми заинтересовались средневековой легендой о продаже пожилым ученым своей души дьяволу в обмен на молодость и любовь к прекрасной девушке. И они зачастую трактовали эту давнюю историю, послужившую основой для знаменитой философской трагедии «Фауст» Гёте, всё-таки легкомысленно и жизнерадостно, что, разумеется, нашло выражение и в ленте «Красота дьявола» Рене Клера — уже в самом названии заявлена привлекательная и вообще вызывающая восхищение «другая сторона зла». В соответствии с манерой фантазийной комедии, которая порой приобретает фарсовые приметы, финал фильма явно расходится с общепризнанной трагической интерпретацией тщетных попыток «остановить мгновение» и навек обрести утраченную молодость. И это довольно типично для жизнелюбивого мира Рене Клера, где практически нет места человеческому отчаянию и безысходности.
5. Телевизионный фильм Франца Зайца «Доктор Фаустус» (1982) (3 серии)
Фильм Франца Зайца (сценариста «Жестяного барабана») является кинематографическим воплощением романа Томаса Манна. В центре повествования — история композитора Адриана Леверкюна (на роль которого очень удачно подобран Джон Финч), продавшего душу дьяволу в обмен на всемирную известность. Адриан Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. Как и в романе-первоисточнике, повествование в фильме полно аллюзий и ссылок на тревожные события, происходившие в Германии в 30-е годы минувшего века. Вагнерианец Леверкюн живет в волнующей атмосфере дурных болезней, великих амбиций, возвышенных галлюцинаций и предчувствий новой эры. Моральное падение главного героя вынесено на первый план, чего, в принципе, и следовало ожидать от пусть и модернизированной, но все же такой знакомой истории о Фаусте. Достойная экранизация романа Томаса Манна, сумевшая отразить главные идеи литературного произведения.
6. Спектакль театра им. Е. Вахтангова «Фауст» (1969)
Режиссеры Евгений Симонов, Лидия Ишимбаева
По одноименному роману Иоганна Вольфганга Гете, в переводе Бориса Пастернака. Отечественная телеверсия 1969 года о докторе Фаусте практически дословно воспроизводит ключевые моменты первой части литературного первоисточника.